понедельник, 15 августа 2011 г.

Меланхолия и Офелия


          Офелия гибла и пела,
         И пела, сплетая венки,
С цветами, венками и песнью
На дно опустилась реки
/А.Фет/


            Жизнь выжимает нас как лимон. Жизнь- стерва! Цветы и цвета вянут и тают. Пожар юности тухнет, не оставляя и уголька. Душа давно не поет романсов, звуки и ноты проданы за бесценок. Счастья нет. Семья- иллюзия. Что нам остается, кроме пустоты?! Меланхолия. Прекрасная как смерть, как любовь, как Офелия.  Огромная, яркая, живая, холодная Меланхолия. Она не предаст, она отдаст себя полностью, а в обмен поглотит тебя без остатка.
             Нет, это не конец света. Для многих свет настолько обесценен, что их тухлые душонки его просто не достойны! Меланхолия грядет. И никто не скроется.
              Ларс фон Триер снял фильм-катастрофу. Так все пишут. Но это полный бред. Он снял фильм- избавление. Избавление души от пут мерзкой серой пряжи, болотной тины рутины жизни. О, как страшна, но и прекрасна может быть смерть в лучах огромной голубой планеты Меланхолии! О, как прекрасно сумасшествие Кирстен Данст в роли Джастин,  новой Офелии…Человечество не спасется, говорит Джастин, человечеству незачем спасаться. Возможно, главное, что может сделать человечество – это достойно поучаствовать в сакральном замысле на пути планеты Меланхолии.
              Потрясающий фильм. Красив, как самая нарядная игрушка на рождественской елке. Страшен, как детский кошмар после прочтения сказок Гофмана. Великолепен, как музыка Вагнера и Бетховена. Глубок и непроницаем, как замысел Брейгеля. С такой же огромной любовью и одновременно ненавистью  к человечеству.
              Дом и работа, как Содом и Гоморра (с)… семья, планы, яблоневый сад на смятом фото, бобовая лотерея, лимузин, дорогостоящая свадьба, - как всё это глупо и нелепо, если знать, что завтра умрешь. Есть только миг сейчас и ничего потом. Если ты - мать, то это страшно и невозможно вынести. Но если ты - уже тонущая Офелия, то Меланхолия твой сознательный выбор. Иди к ней! Как Джастин…. Пепел сыпется на свадебное платье, шахматные фигуры женщин в нарядах на поле для гольфа под огромной сияющей планетой, птицы, падающие в смертельном танце,- компьютерная графика, пусть, но как красиво и завораживающе!
             Каждое детище фон Триера - самобытно, рискованно, амбициозно  и шокирующе. И пусть я как раз и жду от фильма катарсиса, очищения и шока, но поклонницей его творчества меня назвать сложно. «Меланхолия» же мне очень понравилась, как и «Танцующая в темноте» когда-то. Кирстен Данст прекрасно передала состояние  такой глубокой депрессии от жизни, что сам проникаешься ощущением неизбежности освобождения только через страх, очищение и смерть. Конечно, зритель не сходит с ума вместе с Джастин, в этом и сила искусства, что даже полностью поверив, мы всё равно остаемся в полной безопасности. Безопасность и иллюзия будущего, которое когда-нибудь настанет,- вот что так нужно человеку, но по Ларсу фон Триеру, совсем не каждому человеку.
На колени мои головою склонись
Твои раны осыплю цветов лепестками
Что есть смерть?
Это новая вечная жизнь
Что есть жизнь?
То, что людям дано в испытание  (с)     
/http://bocharer.narod.ru/monolog-ofelii2994.html/          
              

Комментариев нет:

Отправить комментарий