четверг, 26 апреля 2012 г.

Некоторые размышления о моде на кинокомиксы


-Возьмете Бэтмобиль?
-Нет. Слишком заметно.
-Ну тогда возьмите Ламборджини. Это… менее заметно

/Темный рыцарь/




       В начале 2000-х понятие кинокомикс было если не ругательным, то уж точно ироничным. Отдельные яркие экранизации японской манги («Последняя фантазия», 2001г. «Воин Севера»,2006г.) и европейского нуаркомикса («Ренессанс», 2006г.) не сделали этот жанр графического искусства лакомым для массового кинематографа. Таковым он стал усилиями американских комиксгигантов Marvel и DC Comics. Прошло чуть более 10-ти лет и кинокомикс продолжает победно шествовать по миру. На экранах за это время уже побывали марвеловские трилогии «Человек-паук», «Люди Х»+ «Росомаха», «Блэйд», дилогии «Каратель», «Железный человек», «Призрачный гонщик», а также «Невероятный Халк», «Тор», «Первый мститель», «Сорвиголова». У DC Comics наиболее успешными были «Бэтмены» Кристофера Нолана. Отдельно нужно назвать «Город грехов» Роберта Родригеса по графическим романам Фрэнка Миллера, а также фильмы по сути являющиеся комиксами, но не имеющими классической бумажной основы: «Ультрафиолет» и «Эквилибриум» Курта Уиммера.
      2012 год уже подарил нам звездно-полосатых «Мстителей» Джосса Уидона (премьера 3 мая) с впечатляющим актерским составом. Столь ожидаемый третий фильм бэтменианы Нолана «Темный рыцарь. Возрождение легенды» и «Новый человек-паук» выходят в июле. Как видим, эстафета продолжается. Комиксы forever!
       При всех критических заявлениях о том, что фильмы по комиксам лишены художественной ценности и штампуются, как фабричные клоны, на разорившихся в 90-е комиксгигантах, что единственная их цель - во второй, третий, пятый раз заработать на уже известном материале и т.д. и т.п,- тем не менее нельзя отрицать ,что кинокомикс- такое же достойное внимания явление кинематографа, как и любой другой его жанр. Спрос рождает предложение. Зрителю нужны разные фильмы, и он их получает с гастрономической регулярностью. А кассовый успех зависит не только от спецэффектов и точности попадания актеров в гротескные образы героев. Основа этого успеха предрешена самим феноменом комикса. Ему посвящен ни один десяток работ по социолингвистике и психологии поведения. Упрощенно суть этого феномена в том, что манипулировать человеческим сознанием легче всего в двоичной системе координат: черное/ белое, добро/зло и т.д. Комикс строится по этому принципу. Поэтому противоборство добра и зла – и есть самый кассовый аргумент любой истории. Наиболее удачные в художественном плане экранизации получаются там, где нет высмеивания злодея и превознесения героя, где отрицательные и положительные персонажи одинаково сильны и харизматичны. Карикатурные злодеи остаются на бумаге, а в кино нам зачастую предлагают сложные и драматические характеры (Магнито «Люди Х.Первый класс», Харви Двуликий и Джокер в «Темном рыцаре. Возрождение»). И так как борьба идет среди равных, чаша весов в любой момент может перевесить на сторону зла. Это почти библейское понимание природы зла, которое также сильно, как и добро, но гораздо агрессивнее, зачастую пассивного добра. В этой борьбе добру приходится перенимать методы зла, как и в реальной действительности. В итоге границы добра и зла оказываются размыты, и ни сверхспособности, ни сверхтехнологии, а только человеческая мораль способны отличить одно от другого. Там, где нет морали, торжествует зло. Но комикс - жизнеутверждающее действо, в котором всегда побеждает добро, и не только потому, что хэппи-энды кассово-успешнее, а большей степени потому, что людям нужна надежда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий