вторник, 11 октября 2011 г.

Полночь в Париже


                                                                                        Париж не изменился. Плас де Вож    
                                                                                            По-прежнему,скажу тебе, квадратна.
                                                                               Река не потекла еще обратно.
                                                                                                 Бульвар Распай по-прежнему пригож…
И.Бродский


            О, Париж! Праздник, который всегда с тобой! Если для тебя он действительно праздник, если в душе ты поэт, если в упоении читаешь Фицджеральда и Хемингуэя…если-если и если …можете продолжить сами.
            Париж в восприятии не парижанина- это набор открыток: Эйфелева башня, Елисейские поля, Монмартр, Триумфальная арка, Лувр, Собор Парижской богоматери, Мулен Руж, «жизнь в розовом цвете», круассаны на завтрак, пикники в Булонском лесу, а также репродукции художественных полотен и литературные произведения всех тех, кто был влюблен в Париж, кто приезжал в него творить, черпать вдохновение, найти себя или потерять, но неизменно влиться в атмосферу его яркой  жизни.
            О, Вуди Аллен! Озорной и гениальный  мальчишка за семьдесят! В своем новом легком и романтичном фильме он признается в любви Парижу и, как обычно, в любви самому себе. Его восхищение Парижем не высокопарно и патетично, а весело, радостно, в абсурдистской манере легкой фантасмагории и ироничного гротеска. Париж у Аллена загадочен и непредсказуем, как бал-маскарад. Достаточно в полночь в 2010м сесть в старинный Peugeot Landaulet 184  и окажешься на вечеринке у четы Фицджеральдов, /конечно же выясняющих отношения на публике/, а потом в баре за столом встретиться с бравурным Хемингуэем, который узнав, что ты начинающий писатель, обязательно предложит показать твой роман Гертруде Стайн, как же в Париже писателю- без этого!? В салоне  мадам Стайн ты непременно столкнешься с Пикассо или Матиссом, а также с шикарной артфанаткой- музой кого-нибудь из великих, а в соседнем  кафе с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем. Ведь это Париж 20хх годов прошлого века, в котором  плюнуть некуда, обязательно попадешь в знаменитость. А знаменитости то все хрестоматийные. Каждое имя - говорит само за себя, но не как  личность, а как иллюстрация к статье из энциклопедии истории искусств. Перед нами не люди, а маски. Маска Хемингуэя, травящего военные байки, вечно с бутылкой, дамского угодника, приглащающего роскошную мадам  на свидание в Африку. «Прочтите мой роман»,- предлагает ему главный герой. «Я его уже ненавижу»- отвечает Хемингуэй. «Если роман плох- то ненавижу, потому что он не имеет право на существование, если хорош- то ненавижу еще сильнее, потому что все писатели-соперники». Таково видение классика американской литературы классиком американского кинематографа. Достаточно шаржированное видение, однако. Как и эпизодическая роль, доставшаяся Эдриану Броуди,- яркий , эпатажный, великолепный Сальвадор Дали, которому повсюду мерещатся носороги. «А отличается ли одна самка носорога по красоте от другой самки носорога?»
        Раскладывая перед зрителем калейдоскопом встреч с карикатурами  гениев 20 века, по большому счету, режиссер льстит самомнению среднестатистической публики, которая, увидев и узнав  очередного персонажа, радуется узнаванию и своей псевдоинтеллектуальности, прямо как персонаж Майкла Шина. О, а это ведь Сальвадор Дали! О, Мулен Руж, где-то здесь должен быть Тулуз Лотрек, а вот и он! Купить полотно Матисса за 500 франков- какая удача! И т.д.
           Вуди Аллен смеется и над своими мифологичными персонажами и над Гилом Пендером, волею режиссера, заброшенного в Париж 20-х. Гил, в исполнении Оуэна Уилсона, напоминает молодого Вуди Алена, заведомо или случайно, но копирующего многие алленовские актерские ужимки. Как было написано в одной рецензии, немолодой Оуэн Уилсон играет молодого Вуди Аллена. И это вполне объяснимо. Вуди Аллен любит Париж, он тоже когда-то мечтал в нем остаться, но спустя годы понимает, что дело то совсем не в Париже и не в атмосфере 20-х годов, и не в том, что когда-то в нем жили и творили Фицджеральд, Хемингуэй, Пикассо, Дали и др. Что талант и творческий потенциал важны и ценны сами по себе и именно в том времени, в котором человеку посчастливилось родиться. А Париж… Париж- мечта, миф, открытка, и не более того.

Комментариев нет:

Отправить комментарий