пятница, 4 ноября 2011 г.

Ромовый дневник Хантера Томпсона


Футбольный сезон закончен.
Никаких больше игр. Никаких прогулок. Никакого веселья…
67. Это на 17 лет больше, чем 50. На 17 больше того,
в чем я нуждался или чего хотел. Скучно. Я всегда злобный.
Никакого веселья ни для кого.67. Ты становишься жадным.
 Веди себя на свой возраст. Расслабься - Будет не больно

/из предсмертной записки Хантера Томпсона

           Хантер Томпсон не терпел скуки.  Американский журналист, писатель, автор «Страха и отвращения в Лас-Вегасе. Дикого путешествия в сердце американской мечты» отнюдь не с карамелькой за щекою, а с двумя сумками травы, ящиком текилы и рома в багажнике; создатель гонзостиля в журналистике, человек никогда не подчинявшийся никаким правилам, один из легендарных авторов журнала Роллинг Стоун. Он пришел в журнал со статьей «Власть фриков», а в 1994 после смерти Никсона описал того, как «свинью, а не человека и простофилю, а не президента». Нет, он не был грубиян и не жаждал дешевого эпатажа. Его романы - это он сам. И если Вы помните фильм или книгу, то его жизнь была как раз такой, а может и круче «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». И умер он тогда, когда захотел, не подчиняясь ни болезни, ни старости. В его случае, это отнюдь не слабость, а сильное решение свободного человека.

             Жизнь должна быть путешествием до могилы
 не с намерением прибыть в сохранности и красивом,
хорошо сохранившемся теле, а скорее въехать с заносом,
 в клубах дыма, полностью вымотанным и изношенным,
 громко провозглашая: «Вот это поездка»

/Хантер Томпсон

Пол, ты глючишь, выпей рому!

/Ромовый дневник

             Признаться, роман «Ромовый дневник» не читала и об экранизации узнала только из трейлера в кинотеатре. Причем трейлер показался настолько отвязным, что сильно напомнил «Страх и ненависть», на деле же кино оказалось совсем другим. Странно, но по настроению и декорациям, фильм очень напомнил «Гавану» Поллака с Робертом Рэдфордом. Оба фильма политичны, Куба очень напоминает Пуэрто-Рико, а Рэдфорд- тот же Депп (не внешне, но образно) Плюс к этому какая-то невысказанная грусть, тоска по мечте, бредовый диссонанс между красивой, как с картинки, жизнью богачей и жуткой беднотой большей части населения.
              Экранизация, как говорят, была идей Джонни Деппа, который, будучи хорошим другом и поклонником писательского творчества Хантера Томпсона, и продюсерством занялся и играть в фильме хотел сам. И я прекрасно понимаю, почему его интересовала роль Пола Кэмпа. Писатель-романтик, интеллектуальный бунтарь, то с чего начинался сам Хантер. Роль интересная, но как мне показалось, Депп ее уже перерос, и в плане возраста и в плане харизмы. Сыграть кого-то лет на 15 моложе самого себя не просто сложно, а даже отдает некой фарсовостью, как у Меньшикова в Сибирском цирюльнике. Однако что смог Меньшиков, то конечно же смог и Депп. Жаль, но не успел Депп снять фильм, пока был моложе. А ведь Полу Кэмпу не больше 30-ти, и потому ему простительны любые странные поступки, и мечтательная наивность, и желание попробовать всё, что можно из доступных дурманящих средств, и бездарное пьянство, и любые другие способы спускания своей жизни в унитаз. Депп же в роли выглядит несколько тяжеловесно, временами даже нелепо, да простят меня его фанаты!
              Но лучше по порядку. Конец 50-х, Пуэрто-Рико, Пол Кэмп- 30тилетний американский писатель, разочарованный в судьбе своих двух «мертворожденных» романов, приезжает сюда, совсем без денег, чтобы как-то продержаться на плаву, работая в местной газетенке. Первые недели жизни Пола в Пуэрто-Рико- это много рома, написание глупых гороскопов и статей про такие же глупые боулинги, знакомство с местными нравами  и местными воротилами грязного бизнеса, а также скучное и инертное существование. Пол то ли разочарован, то ли просто вял, однако у него накапливается романтическое желание изменить мир, возможно под действием рома в купе с вечным мечтательным максимализмом всех перекати-поле.
             Ха! Изменить мир! Выиграть денег на петушиных боях и начать с жалкой газетенки. Написать разгромную статью про сговор военных и чиновников, с целью прибрать к рукам землю. Завоевать прекрасную девушку, которая перестала быть нужна кому-то другому. Изменить мир!... Завтра! А сейчас выпить еще рому, капнуть наркотика в глаз, кайфонуть, поговорить с омаром и узреть правду жизни, которая состоит в том, что человек больше всех животных нуждается в помощи Бога и ведет себя так, как будто Бога нет. А мир летит к чертям и ты летишь туда вместе с ним. А наградой за писательскую правду будет совсем даже не красивая и сытая жизнь, а белая горячка и дурдом. Хочешь быть на плаву - пиши про местный боулинг и красивый отдых. Туристам, приезжающим в дешевый рай, не хочется читать про загрязнение побережья нефтью и смерть растительного и живого мира, про голодающих детей и пандемию страшных болезней. Кому всё это надо? Тебе, Кэмп? Зачем. Выпей еще рому! …Мир не меняется в одиночку, мир не меняется без денег, мир не меняется только оттого, что нам так хочется. Но важно понять, на чьей ты стороне. Для Пола его поездка в Пуэрто-Рико оказалась как раз таким способом выбрать свою сторону. Выбрать и идти дальше. Пусть невозможно изменить мир одной статьей и даже десятком, но попытаться нужно, попытка будет засчитана, даже если толку от нее никакого, только в этом свобода настоящего журналиста и писателя. А выкинуть свою жизнь на помойку, утопив ее в океанах рома, всегда можно успеть.
              Многие пишут, что американский «Ромовый дневник» на удивление очень хорошо ложится на российскую действительность. Все, кто вынужден выбирать свою сторону, видят, насколько сильно у нас расслоение. Нет и не было стабильного среднего класса, зато царствует денежная элита, с черепахами в бриллиантах и яхтами на побережье. А за забором в пыли играют чьи-то дети. И что со всем этим можно сделать и как со всем этим можно жить?… Фильм, который был задуман и снят как эпитафия и воспоминание о талантливом журналисте, в контексте нашей современной жизни смотрится гораздо сложнее и серьезнее. Но это в нашем контексте. Что же касается самого фильма, то он отнюдь не драматичен, как проблемы, которые вскользь в нем проявляются,  а скорее даже лиричен. Пол увидел изнанку мира, сделал выбор в пользу свободной журналистики и отправился в свое «плавание». Финал и вечная память Хантеру Томпсону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий