среда, 15 июня 2011 г.

Путь благости и путь естества


        Пару часов как посмотрела «Древо жизни» Терренса Малика. Впечатление настолько сильное, что боюсь не смогу адекватно и полно передать его словами. Фильм прекрасен! Настолько сильное эстетическое переживание  испытала, что возбуждение не отпускает до сих пор. Давно не ощущала такой сопричастности чуду. Как смех ребенка, как цветение яблони, как капля росы на траве, как звездное небо в летнюю ночь, как неизменный рассвет, как богатство красок природы, - таким же чудом для меня стал этот фильм.
       В суете будничных хлопот так иногда хочется остановиться и помедитировать, погрузиться в себя.  «Древо жизни» дает такую возможность.
       Как таковой фильм лишен четкого сюжета, он представляет собой художественное полотно на тему души и ее пути к осознанию себя в цепи некоего божественного или универсального замысла. Он построен  на ярком визуальном ряде, сопряженном с философского плана  размышлениями, и зарисовками из жизни одной американской семьи середины прошлого века.  В центре - познание мира ребенком  через прописные истины о добре, перемежающееся сложным концептуальным рядом кадров в духе канала Дискавери с общей тематикой зарождения жизни, богатства и яркости ее форм, развитии и логичности смерти: «все умирает, нет ничего вечного». Картины космоса, морской флоры и фауны, пейзажи побережья, музыкальное сопровождение, поток сознания в закадровом голосе - действуют гипнотически. Нечто подобное я всегда испытываю, когда вижу  в фильме Тарковского картины плывущих островов в безбрежном океане Соляриса, материализованные из воспоминаний людей о Земле. Та же медитативность, то же глубокое погружение в себя, без отрыва от происходящего на экране.
         События жизни семьи, через призму которых ребенок (Джек) познает мир, не богаты разнообразием и совершенно обычны. Семейные ужины, походы в церковь, разговоры с матерью, отцом, игры с братьями. Ничего неординарного. Но глубина осмысления вопросов, которыми учат задаваться родители, заставляет постоянно делать некий нравственный выбор между путем благости и путем естества, путем любви ко всему сущему и путем  эгоизма.
         Нравственный выбор воплощен через идею Бога. Обращениями к некоему Ему наполнен весь фильм, но сама идея Бога ненавязчива. Фильм не проповедует. Темы веры или неверия как таковой нет совсем. Идея божественности или целесообразности всего сущего настолько гармонична, что не вызывает диссонанса с научной картиной мира. Болезненность и неуверенность в восприятии мира Джеком,  заставляет его сомневаться и делать выбор, и как оказывается выбор  нужно делать всю жизнь. Взрослый Джек всё также ищет путь для своей души через связь с памятью о рано умершем брате. Смерть брата –  лейтмотив фильма. Отношение  матери  и самого Джека к этой утрате, осознание ими смерти любимого человека,  показано не только через  вполне понятные личные переживания, а еще и через тонкую грань, отделяющую реальность конкретной жизни от таинства творения мира: «Теперь он в руках Господа»,- «Он всегда был в его руках». И получается, что какой бы выбор не был сделан в итоге, он продиктован не родителями и не самой жизнью, а предначертан  всё тем же таинством сотворения, которое происходит снова и снова повсеместно в просторах космоса, в глубинах океана и в душе каждого человека.
         Для меня всё в этом фильме было гармонично. И форма, и содержание. И актерские работы, конечно. Брэд Питт в роли отца выглядит очень сильно. Не перестаю удивляться трудолюбию в профессии этого актера. Хотя заметно, что он в некотором роде повторяет сам себя, как, впрочем, и один из моих любимых актеров, Шон Пенн, которого в фильме было не так много, и который, тем не менее, тоже вполне достоверно сыграл человека, потерявшего на мгновение почву под ногами. Очень понравилась Джессика Честейн, но не столько за игру, сколько за легкость и невесомость  нимфоподобного образа.  
         Интересно, что на премьере в Каннах фильм был освистан публикой, но удостоен  Золотой пальмовой ветви. Отзывы тоже были крайне противоречивы, среди неодобрительных  были  упреки Малику в китче и голливудской претенциозности. Я полагаю такую реакцию значительным плюсом фильма, отсутствие полемики было бы как раз доказательством ординарности работы Малика. А в данном случае мы имеем  очередное кино не для всех, появлению которого я очень рада.          
         
          

Комментариев нет:

Отправить комментарий