вторник, 5 июля 2011 г.

По ту сторону соблазна


                Пусть Эрос, мрачный бог, и роковая сила
Убийственных безумств грозят из-за угла -
Попробуем любить, не потревожив зла...
/Бодлер/ 

         Пересмотрела "С широко закрытыми глазами". Невозможно оторваться. Настолько интимное кино, будто подсмотренное в замочную скважину. Переплетение сознательного и бессознательного, инь и ян, мужского и женского начала, измены в мыслях и в реальности,- Фрейд был бы доволен! Для меня этот фильм - гимн сексуальности как главной тайны естества. Что скрывается за ширмой идеальных семейных отношений, какие  сатиры пробираются в нашу душу и топчут ее своими копытцами тайных желаний, неудовлетворенности, безотчетной ревности. Запретный плод страшит, но манит куда больше.
            Закрытые глаза Кубрика - отнюдь не банальная история супружеской измены и тем более в ней нет гипертрофированной роли секса в семейной жизни, как иногда пишут в рецензиях. Это мастерски выхваченный миг человеческой жизни на грани реальности и ирреальности. Открытая дверь в мир непостижимого, только заглянув в которую сможешь понять, насколько сильно желание войти, или же достаточно остаться перед замочной скважиной.
           Персонаж Тома Круза  получает приглашение войти. Разъедаемый демоном ревности после саморазоблачающих рассказов о сексуальных фантазиях его жены, а также любопытством перед пьянящей силой возможности приключения, он отправляется в странствие по ночному городу и по глубинам своего бессознательного. Он, словно Улисс, ищущий путь домой, сквозь череду странных событий, эпизодов то ли реальности, то ли сна наяву. Как мы помним, по Фрейду, сновидение- это искаженный заменитель чего-то бессознательного, содержание которого- вытесненные желания. Кубрик символически заменяет элемент сна как такового на сон наяву /Линч в подобных случаях переплетает реальность со сном, даже галлюцинаторным бредом/, но при этом оставляет смысл искажения. Всё, что происходит с героем ночью,- проявление бессознательных желаний, но в отличии от сна  проснуться в тот момент, когда соблазн превращается в кошмар, невозможно.    Реализация бессознательных желаний оказывается герою не по силам. Он так и остается зрителем, подглядывающим в щель чужих страстей. Финал не до конца понятен, как и смысл происходящего в замке, как непонятны нам наши сны со всей их сумбурностью. Ясно только одно, каким бы дурманяще-соблазнительным не был один эпизод твоей реальности, она, реальность, во всей полноте своих будничных проявлений: семья, любовь, работа,- гораздо сильнее остроты одной ночи приключений. Нам иногда открываются ворота ранее неведомого, только для того, чтобы заглянув за них, вовремя обернуться назад.
         «С широко закрытыми глазами» - праздник вкуса для эстетствующей публики. Всё, от операторской работы до классического саундтрека,- подчеркнуто изысканно. Порой даже слишком приторно. Как мед в чае вместо  сахара. Ритмика фильма неспешная, с акцентом на визуальный ряд. Но таков изобразительный язык Кубрика, и он уникален.

4 комментария:

  1. Инь и ян, но не "янь", хотя большинство пишут и произносят именно "янь".

    ОтветитьУдалить
  2. Я это хорошо запомнил,случайно попав на ночную передачу с Толстой, где она, комментируя эти термины, как раз говорила о том, что чаще всего пишут и произносят "инь" правильно. а "ян" неправильно.

    ОтветитьУдалить
  3. да, конечно же, "инь и ян". Спасибо, что заметили. Обязательно исправлю

    ОтветитьУдалить
  4. "Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму" /трактат Ней-цзин

    ОтветитьУдалить