четверг, 21 июля 2011 г.

И пусть Питеры Пэны вырастают!


          Слушаю « Слезу» Вагнера и отчего-то вспоминаю детство. Странно смотреть свои детские фотографии. Я никак не узнаю себя на них, будто это какой-то другой маленький человек, совсем не я. Детские годы вспоминаются размыто, как диафильм на белой стене в недостаточно темной комнате. Честно признаюсь, это время для меня не было столь уж счастливой порой. Вернее таковой оно мною не ощущалось. Сумбурный реальный мир вокруг шумел и угнетал, загонял внутрь себя в собственные вымышленные миры, к вымышленным друзьям - моему альтер эго, с которыми было комфортно, спокойно, интересно и всегда радостно. И приходили они, конечно, из книг. Это не были персонажи книг, а скорее отклик детской фантазии  на прочитанное рождал своих героев.
             Помню в 10-тилетнем возрасте шесть раз подряд прочитала «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Только заканчивала читать и начинала заново, настолько не хотелось покидать прекрасный, радостный и интересный мир Нарнии.
        Постижение мира - сложный процесс, и ребенку обязательно нужна помощь. Если родители заняты решением насущных и своих межличностных проблем,- ребенок остается один на один с огромным яростным миром. Помогают книги. А иногда даже спасают от страха и хаоса реальности. Спасают и потом остаются в нас навсегда. И потому так часто можно услышать от 30-тилетнего  успешного гармонично развитого и спокойного человека, что он живет с синдромом Питера Пэна. Кто-то до сих пор верит в Мэри Поппинс или грезит приходом волшебной зимы в Мумидолл. Питеры Пэны к сожалению вырастают, и ветер перемен никогда не принесет зонтик самой лучшей няни на свете, детство ушло давно и безвозвратно… хотя, не совсем безвозвратно. Достаточно подойти к книжной полке, и оно вернется, наше детство.
             "Далеко во тьме кто-то запел. Слов не было. Не было и мелодии. Был просто звук, невыразимо прекрасный. И тут случилось два чуда сразу. Во-первых, голосу стало вторить несметное множество голосов - уже не густых, а звонких, серебристых, высоких. Во-вторых, темноту испещрили бесчисленные звезды... Лев ходил взад и вперед по новому миру и пел новую песню. Она была мягче и торжественней той, которой он создал звезды и солнце, она струилась, и из-под лап его словно струились зеленые потоки". Таково «невыразимо прекрасное» рождение Нарнии. Библейски прекрасное. Давно известно, что Льюис писал свои сказки, как  своеобразное переложение основ Библии. Но читая книгу в детстве, религиозная подоснова не была настолько навязчива, как если бы я читала ее со всем багажом нажитой ментальности. И это чудесно, что распознавание добра и зла  происходит через метафору, через мифологическое сознание, а не строго и скучно, как на уроке богословия.
              Детские книги часто экранизируют. Уже экранизировали три сказки из цикла Хроник Нарнии. Когда вышел первый фильм, я ревностно ждала, что же сможет предложить, мне как зрителю, и как когда-то трепетному фанату Хроник,- голливудский кинематограф. К слову сказать, я воспринимаю Люиса в одном ряду с Толкиеном, его фэнтези ,конечно, для детей, но оно не менее философично и аллегорично. Хроники писались в разное время, язык и суть повествования в них зачастую отличается, где-то большей серьезностью, где-то наоборот большей легкостью. Есть сказки радостные как новогодняя елка, а есть тяжелые и готичные, как горгульи на стенах Собора Парижской Богоматери. Экранизации в целом неплохие. Достаточно эффектные, красивые, сказочный мир говорящих зверей, благородных принцев, органично вписанные английские  чопорные дети. Но все-таки чего-то не хватает. Фильмы слишком детские, слишком приключенческие, символизма и аллегоричности, свойственной Льюису, в них не чувствуется.
               Для Льюиса с Нарнией , как и для Барри  с Нетландией важным были не только приключения и подвиги, а та грань, которая отделяет волшебный мир и реальность. Воображение –  главная сила, которая превращает скучный, тоскливый и унылый мир в нечто удивительное. Надо только уметь видеть! И окажется, что платяной шкаф – не просто шкаф, а путь в заснеженный лес, а дети могут летать , жить на деревьях , и у каждого есть своя фея. Воображение - чудесное свойство. Сколько жизней можно прожить, в каких только странах ни побывать, сколько необычных и нереальных приключений можно испытать! Детство – прекрасная пора, если ребенок умеет мечтать и одарен ярким воображением. И счастлив тот человек, который сохраняет в себе Питера Пэна, даже став взрослым. Потому что быть Питером Пэном- это значит оставаться мечтателем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий