вторник, 12 июля 2011 г.

Потерянные в Граде обреченном или Право быть человеком

           Я родилась в 80-х, в последнее десятилетие истории советской идеологизированной «империи». И нет ничего странного, что я люблю советскую фантастику в лице братьев Стругацких с их философскими утопиями, мечтами о лучшем мире и  темой  выбора. В одном из самых сильных романов, по моему и не только моему мнению, «Граде обреченном», Стругацкие создают модель типичного идеологизированного сознания и помещают его в пробирку замкнутого мира, чтобы проследить, как это сознание меняется под воздействием чуждых советскому человеку условий и права выбора, и какова возможная трансформация мироощущения человека, идущего по пути от глубокой коммунистической идейности до полного  вакуума - идеологической пустоты. Реалии 90-х годов в нашей стране - как нельзя лучше подходят под такое же описание идеологического вакуума в умах и душах. Даже сейчас, спустя 20 лет, эта пустота не заполнена. Пришли новые поколения людей, для которых идеалы страны и ее духовность - пустой звук, ибо они представители иного мира- мира потребления. Но те, кто рос на Стругацких,  так и продолжают жить в своем Граде обреченном.
           Любые переломные моменты бытия острее чувствуются детьми, их сознание еще не заплутало в инерции состояния, оно подвижнее и восприимчивее. Но реальная жизнь управляется взрослыми, и это правильно, детство и юность - не время для принятия серьезных решений, достаточно того, что человек всю оставшуюся жизнь должен принимать эти решения, пусть хотя бы первые 15 лет жизни пройдут без гнета ответственности и постоянного выбора, без превалирования жесткого «надо» над радостным «хочу».  Но бывают и исключения. Они то и подтверждают правило, что дети должны оставаться детьми, они имеют на это  право. А резко взрослеть их заставляют семейные драмы, стихийные бедствия, ужас войны. Можно привести множество и реальных, и художественных примеров, но мысли мои сейчас заняты одним конкретным. И это фантастический фильм «Посредник» по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень».
            Повесть Мирера – очень динамичное позитивное произведение, не просто фантастического жанра, но даже приключенческого. Его герои- дети, пионеры, и читательская аудитория определяется примерно таким же возрастным составом. В противоположность первоисточнику фильм гораздо серьезнее и мрачнее. Детей сменили подростки, действие отходит на второй план, перекрываясь созерцанием  и осмыслением  мрачного смысла  происходящего. Если в книге читатель- соучастник и вовлечен в процесс борьбы, и сама борьба с врагом очень деятельна, то в фильме мы –лишь зрители и наблюдатели, мы находимся в атмосфере тоскливой безысходности, и ничего не можем сделать, как в долгом и тягучем кошмаре.
            Фильм очень длинный. Многим сложно вынести его нарочитую медлительность и унылость красок. Атмосфера давящая, серо-коричневая картинка угнетает. Откровенный минимализм выразительных средств - и есть режиссерский метод для создания нужного настроения при восприятии фильма. Подобное же настроение было  «Сталкере» Тарковского и  «Днях затмения» Сокурова, абсолютное совпадение настроения и с «Хромой судьбой» Стругацких. Дело не в том, что всё это фантастика. В советской научной фантастике сюжет никогда не был самоцелью. Важна  суть идеи, а потом уже ее преломление в сюжете. Содержание превалирует над формой. А суть фильма - в том, что человек, привыкший подчинять свой разум какой-то  идее, бессилен перед резкой и насильственной заменой его души чужеродными и сильными иноземными организмами. Изначально не самостоятельное сознание обречено быть вечно подавляемо кем-то или чем-то. Не случайно по сюжету «Посредника» не подчиняются инопланетному разуму гении, сумасшедшие и дети, то есть те, кто либо никогда не подчинялся  социуму, либо еще не умеет этого делать.
             Подростки в фильме - это подростки 90-х, рваные джинсы, распущенные волосы, романтика дорог, еще чуть – чуть и они стали бы такими как в Соловьевской «Ассе»,- и вот этим то подросткам и приходится спасать унылый, грубый и бесцветный мир взрослых. И хоть у них это и получается, но финал отнюдь не оптимистичен, не только из-за смерти главного героя, его смерть оправдана выбором, который он сделал,  выбором взрослого. Последние кадры покидания человеческих тел иноземными разумами- не внушает радости. Да эти покинули, но в любой момент вернутся другие. И не обязательно инопланетяне. Ведь фильм-метафора. Подмена одного сознания  другим сознанием- та же несвобода и насилие над человеком, что и массовое затуманивание сознания пропагандой, навязчивой идеей  превосходства одного народа над другим, одной страной над другой , утверждением культа потребления над духовностью и еще многое другое, о чем человек должен и может думать сам, а не пользоваться готовыми ,навязанными стереотипами. Ведь основная характеристика сознания человека- это способность мыслить и мыслить свободно.
«Человека нельзя сделать счастливым насильно», - говорит один из героев. И он  прав, потому что, как только человек перестает мыслить и чувствовать сам, он перестает быть человеком.

4 комментария:

  1. Неистово плюсую))) и про Град обреченный, и про Посредника.
    Град Обреченный описывает взросление: сначала ты правильный, такой как тебя научили родители, затем борешься за то, чтобы мир стал тоже правильным, таким как ты хочешь, затем понимаешь, что это не ты изменил мир, а наоборот мир меняет тебя, и в конце концов просто сбегаешь от всей этой суеты.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, бегство в итоге неизбежно. Только отдельные личности могут действительно изменить мир. и с ними довольно сложно "играть в шахматы"

    ОтветитьУдалить
  3. А Призрака я посмотрел просто потому что в детстве было только два тв канала:))) Но в итоге понравился настолько, что навсегда запомнил некоторые эпизоды))) например, как перемещаться, когда на земле высоковольтный кабель лежит.

    ОтветитьУдалить
  4. Описку в названии спишем на сильную занятость и невнимательность) Да, некоторые эпизоды действительно стоят перед глазами, хотя я фильм смотрела всего один раз ,тоже в начале 90-х, когда совсем мелкая была)

    ОтветитьУдалить